Техника социализма автомобиль АМО Ф-15
Техника эпохи строительства социализма – первый советский грузовой автомобиль АМО Ф-15 (много фото)
В конце 1924 года в Москве на заводе «АМО», который в дальнейшем именовался «ЗИС», а затем и «ЗИЛ», наладили сборку первых советских грузовиков — АМО Ф-15. Время было непростое, поэтому нет ничего удивительно в том, что эти машины не были полностью отечественной разработкой. А если быть совсем точным – АМО Ф-15 являлся почти точной копией итальянского Fiat 15 ter. Но с некоторыми конструктивными отличиями. Давайте посмотрим, что из себя представлял грузовик, который выпускали почти 100 лет назад.
АМО Ф-15 Техника эпохи социализма автомобиль
Двухосный заднеприводный грузовик АМО Ф-15 мог перевозить до 1500 кг, и в целом имел весьма архаичную, даже по тем временам, конструкцию. Не стоит забывать, что итальянский прародитель Fiat 15 ter начали выпускать ещё в 1913 году. Тем не менее, отечественный грузовик нравился советским шофёрам за простоту и надёжность. Здесь я ловлю себя на мысли, что как же нам сейчас действительно просто эксплуатировать современные и технологичные автомобили. Ведь водителю этого грузовичка для запуска двигателя нужно было каждый раз выполнять целый перечень процедур и орудовать кривым стартером пусковой рукояткой. Она, кстати, была несъёмной.
Пусковая рукоятка АМО Ф-15
Напомню, что за базу был взят Fiat 15 ter, но в конструкцию советского грузовика был внесён ряд изменений, которых было между прочим не так уж и мало. Например, наши инженеры уменьшили диаметр маховика, что позволило увеличить клиренс. Также установили другие радиаторы и изменили форму капота. Импортозамещение тоже имело место быть — на АМО Ф-15 устанавливали отечественные карбюраторы. И это только часть отличий первой советской «рабочей лошадки» от итальянского собрата.
Перейдем к осмотру нашего сегодняшнего героя. Кабина оснащена только одной дверью, которая находится с левой стороны, в то время как руль расположен наоборот – справа. Там, где должна быть вторая дверь, красуется запасное колесо. А боковое остекление и вовсе не предусматривалось.
Боковое остекление отсутствует АМО Ф-15
Под капотом АМО Ф-15 располагался рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель объемом 4396 куб. см. и мощностью 36 лошадиных сил. Он мог разгонять грузовик на шоссе до 50 км/ч, что для того времени было совсем не плохим показателем. Кстати, за систему зажигания отвечало магнето фирмы «Bosch». Многие водители и сейчас, заглянув под капот своего автомобиля, увидят на различных датчиках клеймо этого известного производителя автокомпонентов.
Подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Как спереди, так и сзади. Тормозные механизмы на переднем мосту отсутствуют – механический привод только на задние колеса. Колеса спереди односкатные, а сзади сдвоенные. Колесные диски стальные штампованные. Типоразмер шин – 880х135 мм.
Передняя ось Техника социализма автомобиль АМО Ф-15
Такие грузовики выпускались с 1924 по 1931 год. Доподлинно не известно точное количество выпущенных экземпляров, но различные источники утверждают, что цифра приближена к семи тысячам машин. Конечно, это были не только грузовики. На данном шасси также выпускали кареты скорой помощи, пожарные автомобили, почтовые фургоны, автобусы и другие специальные транспортные средства.
Все представленные в публикации фотографии автомобиля сделаны автором в музее Завода имени Лихачева в Москве
Подписывайтесь и ставьте лайк👍, чтобы не пропустить новые интересные публикации на канале «Про запчасти и ремонт».